Мурманск — это довольно недавний город, фактически последний, основанный в Российской империи. В 1915 году Первая мировая война побудила к строительству железной дороги из Петрозаводска в незамерзающем месте на так называемом Мурманском побережье, чтобы союзники России могли доставить гражданские припасы. Так появилась сначала станция Мурман.

В 1916 году заселение Мурман стало городом под названием Романов-на-Мурмане. Затем, после Февральской революции 1917 года, городу было присвоено его нынешнее название — Мурманск.

Но что это за Мурманское побережье на самом деле?

Хотя регион был заселен уже в 5 тысячелетии до нашей эры и пережил миграцию народов, к 1 тысячелетию нашей эры остался только народ саами, занимающийся в основном оленеводством и рыбной ловлей. Затем поморы открыли полуостров и исследовали его и самые важные области до самой северной части Норвегии. Споры с Норвегией продолжаются до 1582 года, когда для обеспечения лучшей обороны полуострова назначается русский воевода. Город Кола (расположенный в нескольких километрах к югу от современного Мурманска) становится административным центром области. В XVII веке поморы совершают морские экспедиции на Шпицберген и Новую Землю. Но, несмотря на хозяйственную деятельность (основанную на обилии рыбы и дичи), постоянное заселение не интенсифицируется до второй половины 19 века, а затем и до образования Мурманска, размеры которого вскоре превзойдут Кольский.

Town of Kola (photograph by Toivo Immanuel Itkonen, 1914)

С другой стороны, в советский период наблюдается быстрый рост населения регионов, в основном в городах вдоль морского побережья и железных дорог. Полуостров становится сильно милитаризованным и промышленно развитым из-за своего стратегического положения, создания гидроэлектростанций и открытия месторождений апатита и других полезных ископаемых, пригодных для добычи. С созданием Мурманского тралового флота и развитием сопутствующей инфраструктуры объемы промысла резко возрастают. Народ саами подвергается принудительной коллективизации оленеводческих стад и переселению в централизованные поселения.

Экономика сильно пострадала от распада СССР, но начала восстанавливаться в 2000-х годах. Сегодня Кольский полуостров является наиболее промышленно развитым и урбанизированным регионом севера России. Горнодобывающая промышленность, рыболовство и энергетический сектор по-прежнему составляют основу его экономики.

А теперь вернемся в Мурманск.

Train Station
Экскурсия на полдня: центр города с площадью Пяти углов (бывшая площадь Конституции СССР), атомный ледокол «Ленин», церковь Спаса на Водах и краеведческий музей. Советские реликвии: кинотеатр «Родина», Дворец культуры, возвышающийся над городом памятник Алеше и куча менее внушительных памятников Совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции, Второй мировой войне, покорителям Арктики, Морякам, погибшим в мирное время, пропавшим рыбакам, Морскому порту, ледоколу «Ермак» исследованию Баренцева моря Николаем Книповичем городу-герою, Ленину, Кирову местному герою ВОВ Анатолию Бредову, Валентину Пикуль.

А еще есть памятник треске. Эта довольно необычная скульптура, расположенная в центральном парке рядом с площадью Пяти углов, иллюстрирует историческое значение трески (и рыбы в целом) для экономики региона и даже его культуры.

Ведь поморов прозвали трескоедами. Рыба присутствует и на гербе города: на фоне темно-синего и золотого (синий полярная ночь, золотой благодатное море) рыба символизирует основную промышленность района, корабль напоминает о том, что Мурманск крупный морской порт, а северное сияние подчеркивает географическое положение города за Полярным кругом.


Мы видели, что исторически у саамов рыболовство дополнялось оленеводством. В советское время традиционная саамская практика выпаса скота была постепенно заменена более экономически выгодным подходом, в котором предпочтение отдавалось постоянным поселениям, а не свободному выпасу скота. Усилия по коллективизации 1930-х годов привели к концентрации стад в фермах, которые затем были объединены в несколько крупных предприятий с конца 1950-х до начала 1970-х годов. В итоге осталось только два совхоза в Ловозере и Краснощелье.

Олени больше не являются важным экономическим ресурсом, но они остаются одним из главных культурных символов региона. Один изображен на гербе Ловозера (главное саамское поселение сегодня) вместе с рыбой. А с 1934 года ежегодно в пригороде Мурманска проходит Фестиваль Севера, своеобразная полярная олимпиада, включающая соревнования по лыжам и конькобежному спорту, а также плаванию, и, как кульминацию мероприятия, гонки на оленьих упряжках.


В меню лучших ресторанов Мурманска северный олень присутствует повсюду. Карпаччо из оленины, которое подается с пармезаном, помидорами черри, каперсами, брусникой и небольшим количеством оливкового масла и бальзамического уксуса. У северного оленя приятный мясной вкус.


Нарезанный ножом тартар из оленины смешивается с очень небольшим количеством приправ. Он подается с поджаренным черным хлебом, ломтиками огурца, клюквой и взбитым свежим сыром.


Благодаря своему уникальному положению в качестве транспортного узла, который сочетает в себе порт на Баренцевом море никогда не замерзающем, железнодорожный вокзал, аэропорт и единственную автомагистраль в этом районе, Мурманск является идеальной отправной точкой для изучения Кольского полуострова.