Способы освещения жилищ появились немногим позже самих жилищ. Наши предки еще со времен палеолита пытались приучить огонь. Использовать его не только для тепла и приготовления еды, но, и чтобы получать примитивные источники света, компенсирующие им отсутствие естественного освещения.

Так, первые древнейшие светильники, которые представляли собой неглубокие каменные плошки, были найдены еще на стоянках мадленской эпохи (поздний палеолит, на минуточку, 18 — 10 тыс. лет назад). Мадленская эпоха — это период второго оледенения Европейской части материка, когда большая часть Европы представляла собой приледниковые тундры. Основой жизни была охота сначала на мамонта, а потом уже на оленя. И наличие тепла и света было обязательным условием выживания.  

Первые светильники представляли собой грубо обработанные камни, либо камни с естественными углублениями, в которые закладывалась сухая трава и животный жир. Такие светильники плохо горели, давали много копоти и сажи, но выполняли свою главную функцию: давать небольшое количество искусственного света для работы. Основным источником света и тепла в первобытном жилище был костер. Позже, в эпоху энеолита археологи начали находить светильники из глины, устроенные по тому-же принципу, что и каменные. Использование глины для ручного создания источников точечного света как раз и показывает нам, что предки заботились не только о тепловом, но и о световом комфорте дома. Это было важно для выживания семьи.

Попробуйте посидеть в современном жилище без света, и вы увидите, насколько для нас критично освещение, не привязанное к естественному. Особенно, в зимний период времени, когда ночи длинны и темны.

Светильник: любой источник света, компенсирующий нехватку естественного

Светильник дословно это то, что светит (дает свет). И это прослеживается во всех языках: luminaire (англ.), lampe (франц.), гэрэлтүүлэгч (монгольский), – в основе любого слова «свет».

Так что в широком смысле под светильниками мы понимаем любой источник света, с помощью которого мы делаем удобнее или привлекательнее наши дома и квартиры, и придомовую территорию.

Сейчас для светового дизайна есть невероятное количество светильников, разнообразных по функционалу и условиям эксплуатации (в помещении или на улице, приборы для освещения или сигнальные), по светораспределению (прожектора прямого света, светильники отражённого света, рассеянного света), по типам источника света в светильнике (свеча или фитиль, лампа накаливания, светодиодная лампа, газоразрядная лампа, радиоизотопная или электролюминесцентная, электрическая дуговая угольная лампа).

Лампы в светильниках выбирают исходя из задач. Так в светильниках для растений наиболее эффективно показывают себя газоразрядные лампы (флуоресцентные  лампы дают КПД от 22 до 29%%), светодиоды (от 14 до 31%%). Такие лампы могут полностью имитировать натуральный спектр видимого света в закрытых помещениях. Фитолампы успешно применяются для сезонного выращивания сельскохозяйственных растений, и в хобби.

Для домашнего освещения мы будем выбирать светильники на лампах накаливания, светодиодах, газоразрядных лампах (энергосберегающие это именно они), свечах для создания романтичной атмосферы.

На улицу лучше всего использовать светодиоды. Сами светильники бывают стационарными и не стационарными, в световом дизайне чаще всего используют светильники типа: потолочных (например, люстры), настенные (бра), встраиваемые, подвесные, венчающие и торшерные, консольные и торцевые светильники. Есть еще настольные и напольные светильники, напольные, ручные и головные … но нам сейчас интереснее всего три популярных в световом дизайне интерьера типа: потолочные люстры, настенные бра и торшеры.

Кстати, все эти типы светильников и названия их имеют французское происхождение.

Люстра это потолочный светильник, создающий равномерную заливку помещения с креплением на потолке

Люстра: классический потолочный светильник, основная задача которого создавать равномерную заливку помещения светом (бестеневое освещение)

Название потолочного светильника «люстра» в переводе означает «блеск» и изначально «люстрами» называли шандельеры из бронзы, украшенные горным хрусталем. Сам термин люстра появился в конце XVII столетия. Такие люстры ценились высоко и стоили дорого. Постепенно природный камень заменяли литым граненым стеклом, он, к слову, не стоил дешевле натурального кварца, но давал больше простор для творчества. Все-таки люстра была предметом роскоши, в первую очередь она использовалась в дворцовых интерьерах. Естественно, сначала в парадных залах Версаля, который дал начало типовому «версальскому» потолочному светильнику. В его основе – шток с дугообразными кронштейнами, богато украшенными подвесками и металлическими дугами со стразами. В начале XVII века в угоду шику количество кронштейнов увеличивают до двух ярусов. При этом декоративная отделка так богата, что шток-основа конструкции полностью маскируется ей. И сейчас вы можете встретить в продаже «венецианские люстры», полюбоваться на яркость отделки и сложность конструкции.

По мере развития технологии появлялись все более разнообразные виды люстр: «английская» люстра рассеянного свечения, с куполами из полусфер, и «венецианская» люстра основным отличием которой были полностью отлитые из стекла кронштейны, раскрывающиеся вверх. Типы «английской», «французской» («версальской») и «венецианской» люстр вы можете увидеть и в современных потолочных люстрах. Теперь вы знаете, кто дал люстрам их классические формы и сколько труда, фантазии, стояло за их созданием.

Современные люстры изготавливают из стекла, пластика, дерева и металла. Неизменным осталось только одно: световыми дизайнерами люстры используются для равномерной заливки помещения. В зависимости от размера, назначения и стиля помещений используют как подвесные люстры, так и потолочные. В потолочных люстрах используется задекорированная крепежная планка, к которой крепятся плафоны, подвесные люстры состоят из одного и более плафонов, на струнах или цепях, в которых спрятан кабель; конец цепи подвесной люстры задекорирован чашей. Подвесная люстра – это прямой потомок «венецианской» и «французской» люстр.

Какие люстры в моде? Современные! А вот тип конструкции уже выбирается исходя из высоты потолка и размера помещения. Из-за того, что подвесные люстры выглядят громоздкими, их редко используют при высоте потолка ниже 2,5 метров. Зато они имеют колоссальное преимущество в дизайне интерьеров загородных домов и залов, где обычная потолочная люстра просто потеряется. Мода в уместности.

Бра – светильник зонального освещения с креплением на стене

Для зонального освещения используют бра. Декоративные светильники, крепящиеся к стенам. Первые бра в истории человечества – факелы, которые первобытные художники крепили в трещины в стене, чтобы залить направленным светом поверхность для работы.

Бра есть у всех цивилизаций, и такой тип крепления светильника на стену хоть и развивался обособленно, но в том или ином виде присутствовал у всех народов мира. В Китае на стену крепили фонарики из бумаги. Греки подвешивали лампады. На Руси в стену вставляли горящую лучину. В Средние века в замках и в соборах использовали факелы, особенным образом крепящиеся на стене.

Дословно «бра» c французского переводится, как «рука», и нарекли настенные светильники прозорливые французы так потому, что крепление представляло собой поддерживающие или «подхватывающие» кронштейны, на которые уже ставились масляные или свечные светильники, они были похожи на руку, как бы заменяли ее.

Как и в случае с люстрами, бурное развитие «бра» пришлось на расцвет стекольной промышленности в Италии (венецианское стекло). Вместо простых подставок: декорирование стеклом и зеркалами, узоры из цветов и голов животных. Такой декор нес не только декоративную функцию: свет, многократно отражаясь от стекла и зеркал, становился ярче. Одним источником света можно было осветить большую площадь.

Современные бра часто используются для зонирования пространства и выделения функциональных зон:

  • Например, для отдыха от яркого света в рабочем кабинете;
  • Чтобы насладиться книгой в спальне, никому не мешая.

В ванной комнате бра часто вешают над раковиной, для создания дополнительного источника освещения, или над зеркалом.

В декоративном интерьере небольшое бра может выделять: картину на стене или красивый цветок, выделить зону отдыха или обеденную. Вариантов масса, тем более современные бра производители предлагают разных стилей, размеров и функционала. Бра может светить как отраженным светом, так и направленным, причем не в одну сторону.

Торшер – напольный или настольный светильник зонального освещения

Аналогично бра, для зонального освещения и создания комфортных зон отдыха, используют торшеры. Торшер – напольный светильник с абажуром, который закрывает источник света. Особенность торшера в возможности получить зонированный, неяркий, рассеянный свет, создающий комфорт и уют. Торшер часто используют для чтения, так как рассеянный свет не утомляет глаза. Торшер может быть как переносной, так и стационарный. Стационарные чаще используют в уличном освещении, а вот переносные уже внутри дома.

Кстати, рабочая настольная лампа — это частный вид торшера, причем переносного. Только маленького.

С французского языка торшер переводится, как факел. Аналогично тому, как бра эволюционировали из настенного крепления для факела, торшер пошел от напольного. Сначала он служил для поддержки факела, а позже трансформировался в уже более привычный глазу изящный канделябр, в который устанавливали одну или несколько свечей, или масляных светильников.

Человечество не придумало ничего более удобного для чтения или обучения, чем торшер. Поэтому с удешевлением производства из храмов и дворцов торшеры быстро перекочевали в учебные заведения. По мере развития промышленности, уже в конце XIX века, торшеры стали оборудовать керосиновой горелкой. От слишком яркого света делали экраны или из бумаги, или ткани, или стеклянные. Так торшеры обзавелись абажуром. И сейчас мы уже имеем стильные, современные модели для любого интерьера. Что немаловажно, пожаробезопасные, так как первые абажуры часто загорались от источника света.

Современные торшеры, как и их предки, используются для создания комфортных зон, удобных для чтения, хобби и отдыха. А вот их внешность и функционал очень изменились. Торшеры бывают как классические, так и современные из стекла (или пластика) и металла. Есть торшеры с изменяемой длиной и углом наклона плафона. Можно регулировать освещенность лампы в торшере в зависимости от задачи. В современном интерьере вы можете видеть, что используются торшеры или рассеянного, или направленного света. В зависимости от типа, торшер рассеянного света создает атмосферу, а направленного – позволяет создавать в интерьере акценты, в том числе не только световые, но и цветовые, с помощью установки ламп разного цвета.