Уже много лет желанными гостями на Новый год являются Дед Мороз и Снегурочка. Даже малыши знают, что сказочная девочка – внучка зимнего волшебника, но никто не задумывался над тем, куда подевались ее родители. А между тем, история Снегурочки очень необычная и требует отдельного рассказа.
«Ты скажи, Снегурочка, где была…» Удивительно, но факт: если имя старика Мороза встречается еще в дохристианских верованиях и обрядах, то имя Снегурочки всплыло только в начале ХХ века. Впрочем, и Деда Мороза представляли наши предки далеко не сказочным волшебником, раздающим щедрые подарки, скорее, это был жесткий, если не жестокий властелин зимы, которого боялись и старались задобрить всевозможными дарами.
К примеру, стоит вспомнить обычай под Рождество, когда хозяин с угощением выходит за порог и приглашает: «Мороз, Мороз, иди к нам кутью есть!» Пригласив трижды, тут же произносит слова-обереги: «А если не идешь, то не иди и на наше жито, пшеницу и всяку пашницу». Как видим, желанным гостем всесильного Мороза наши предки отнюдь не видели.
Казалось бы, в противовес жестокому старику должна быть и добрая внучка, но нет. Лишь однажды упоминается девочка Снегурочка в народной сказке, и то в ином происхождении. Якобы слепили себе из снега дед и баба девочку, ожила она и стала дочкой старикам. А на праздник Купала, который особенно любили славяне-язычники, пошла девочка с подружками прыгать через костер, да и растаяла. Ни слова в сказке не было о том, что малышка является родственницей всесильного Деда Мороза. Откуда же тогда возникла эта версия?
Некоторые исследователи называют Снегурочку вечно юной языческой богиней, символом застывших вод, о чем свидетельствуют и ее одежды: ослепительно белый цвет, разбавленный голубым – оттенки льда, на голове – восьмиугольный венец, украшенный серебром и жемчугом, олицетворяющие снежинки. Кстати, именно такой наряд предпочитают и современные Снегурочки, ведь традиция есть традиция. Казалось бы, странно: если Снегурочка считается языческой богиней, почему о ней нет упоминания в древних летописях? Снегурочка или Кострома? Впрочем, выдвигают специалисты одну любопытную версию, которая объясняет отсутствие имени этой юной богини в древних летописях.
Якобы называли эту девушку язычники не Снегурочкой, а Костромой, которая считалась богиней зимы и смерти. Такую версию выдвинули краеведы, когда местные власти попытались выдать свои земли за родину Снегурочки. Ведь у Деда Мороза есть своя резиденция, почему бы не быть такой у его внучки? Но другие ученые быстренько «разбомбили» эту версию. Во-первых, обряд, связанный с Костромой, «всплыл» только в ХIХ веке, а во-вторых, он один в один повторяет церемонию сжигания чучела Зимы, только называли это божество на всех славянских землях Мореной или Мареной. Кстати, изначально обряд проводили в день весеннего равноденствия, на языческий праздник Комоедицы, а уже во времена христианства перенесли на Масленицу.
Со временем соломенное олицетворение Зимы и стали называть Масленицей, хотя, на самом деле, изначально все было совсем не так. Ну, и как окончательный штрих: Морену представляли язычники страшной и злобной, чего нельзя сказать о Снегурочке, эта милая девушка считалась была символом добра, так что общего у них и вовсе ничего нет.
Так внучка или дочка?
Ответом на этот вопрос предлагается две версии. Первая, очень малоизвестная, но имеющая право на существование. Якобы у Деда Мороза и Вьюги-Метелицы родился Сын Снеговик, в отличие от родителей, существо доброе и слабохарактерное, поэтому помощником маме и папе в наведении жестких порядков по вотчинам не стал. А вот детей развлекать любил, наверное, потому до сих пор обожают детишки лепить снеговиков, всей компанией собирая ему глаза, нос и рот из овощей и всенепременно водружают головной убор.
Так вот, своей добротой сын Мороза и Вьюги-Метелицы Снеговик привлек внимание богини Весны-Красны, от этого брака и родилась девочка Снегурочка, добротой пошла в отца, а красотой – в мать. Поскольку мама-Весна виделась с родней нечасто, всего лишь раз в год, то пристроили малышку дедушке с бабушкой, они за девочкой всю зиму приглядывают, а с наступлением тепла забирают с собой на Север. Чтобы красавица не скучала, нашли ей занятие: сопровождать дедушку и вместе с ним раздавать подарки детишкам.

Но более распространенной и известной является вторая версия, якобы Снегурочка не внучка, а дочка Деда Мороза, просто произошла ошибка, которую допустили исследователи уже в начале ХХ века. Впрочем, обо всем по порядку. Когда известный писатель Александр Афанасьев в 1867 году работал над книгой «Поэтические воззрения славян на природу», то упомянул известную сказку о растаявшей девочке Снегурочке, подчеркнув этим языческие верования в извечную победу Сил Света – то есть, Солнца, над порождением Сил Холода. Вдохновившись образом красивой девочки из снега, через 5 лет после выхода этого труда, не менее известный в те времена писатель Александр Островский написал пьесу «Снегурочка», в которой изобразил красивую, светловолосую девушку именно дочкой Деда Мороза и Весны-Красны! Именно Островский придумал и ее наряд: бело-голубая шубка с шапочкой и рукавичками.

Пьеса особого интереса у читателей не вызвала, и так бы канул в Лету образ Снегурочки, если бы не композитор Николай Римский-Корсаков. Спустя несколько лет, уже в 1882 году, он написал по пьесе оперу «Снегурочка», которая уже имела грандиозный успех у публики.
Красавица из снега стала очень популярной, многие девочки из богатых семей, готовясь к рождественскому карнавалу, просили сшить именно такой наряд, да и купцы не оплошали. Фигурки Снегурочки изготовляли и в виде игрушек для елки, и в рождественских сладостях. Но Дед Мороз и Снегурочка тогда существовали сами по себе, впрочем, и Дед Мороз не был главным героем зимних праздников.
Впрочем, это уже отдельная история.
Старая сказка на новый лад
Хотя мы говорим не о Дедушке Морозе, а о его внучке, все-таки нельзя не упомянуть о нем этой истории. До революции никакого Деда Мороза не было, как и праздника Нового года, отмечали только Рождество, а подарки детишкам раздавал так называемый Рождественский дед. Впрочем, это только в богатых и обеспеченных семьях, малыши из бедняков получали сладости от святого Николая, и не 7 января, а 19 декабря, на день Чудотворца. После революции акценты сместились, Рождественский дед стал одним из героев карикатур в газетах первой волны атеизма, запретили даже рождественские елки, как атрибут религиозного праздника. Впрочем, хватило этих стараний ненадолго, уже в 1935 году елочку решили вернуть людям, но с некоторыми поправками в сценарии.
Секретарь ЦК Павел Постышев обратился к Сталину с предложением, что нельзя отнимать у советских детей новогодний праздник, ведь у малышей в капиталистических странах он имеется. Такой аргумент не мог не подействовать, и уже в декабре того же года в газете «Правда» появилась статья, очень сильно рекомендующая прекратить гонения на елку. Но вернуть этот атрибут праздника было недостаточно, требовались и новые герои зимней сказки, которые затмили бы Рождественского Деда.
Идеологи поразмыслили и выдвинули предложение: Рождественского Деда заменяет Дед Мороз, а чтобы никто не ассоциировал его с зимним волшебником буржуазного времени, его должна сопровождать внучка Снегурочка. И вот тут-то и кроется ошибка идеологов. Отыскав подходящий персонаж в пьесе Островского, они обратили внимание лишь на то, что и Весна-Красна, и Снегурочка называют Мороза дедом. Ведь до революции так называемые неравные браки были обычным делом, считалось, что муж должен быть ощутимо старше жены, да и внешне различие имелось слишком большим: красавица-Весна и старик Мороз с огромной бородой и пышными усами. А раз дед, значит, Снегурочка ему внучка.
Предложенный идеологами вариант пришелся по душе властям, в детали никто не вдавался, и уже в 1937 году, на первой публичной новогодней елке Московского Дома Союзов, советских детей встречали Дед Мороз и Снегурочка. Наряд для героини скопировали из сказки Островского, таким он, кстати, и остается до сих пор. С некоторыми вариациями, иногда меховую шапочку заменяет венец.
Литераторы того времени, разумеется, заметили ошибку идеологов, но вмешиваться с поправками относительно родства главных героев, конечно же, желающих не нашлось.
С тех пор и повелось: Дед Мороз путешествует по утренникам со своей внучкой и никого этот факт не удивляет. А если даже удивляет, то, как говорится, на то и сказка, чтобы оставалось место для тайны.
Лучшая помощница
После 1937 года Снегурочка и Дед Мороз очень быстро стали главными персонажами утренников, книг и новогодних открыток, про них снимали как фильмы, так и мультфильмы, которые до сих пор любят смотреть дети. А известная кинолента «Новогодние приключения Маши и Вити» даже сделали эту красавицу главной героиней, и все детишки Советского союза отчаянно завидовали киношным школьникам, которым выпала честь спасать саму Снегурочку.
Был даже мультфильм «Партизанская Снегурочка»: о девочке, которая спасла партизан от фашистской облавы под Новый год. Таким образом, внучка постепенно из молчаливого сопровождения легендарного деда перешла в ранг незаменимой помощницы и равноправного участника праздника.
Уже в середине ХХ века на популярных в то время новогодних вечерах для взрослых приветствия писали и для Деда Мороза, и для Снегурки. Это времена с улыбкой вспоминают актрисы, которым выпадала эта роль. Их встречали не менее бурными аплодисментами, чем Деда Мороза, приглашали за стол, делились пожеланиями. На многочисленных утренниках в школах на роль Снегурочки выбирали самую изящную и красивую девочку, разумеется, из отличников и активисток.
Именно благодаря Снегурочке, появились такие персонажи, как Снежинки – свита известной внучки. Ведь нужно было дать – как минимум – второстепенные роли другим девочкам, которые проявили себя в течение учебного года. А, кроме того, родителям малышей не нужно было ломать голову над новогодним костюмом для дочек, если помните, в советских детских садиках все девочки наряжались в костюмы «снежинок», а мальчики – «зайчиков».

Вместе с главным волшебником зимы Снегурочка и сегодня раздает подарки малышам и развлекает их возле елки, кстати, уже в новом тысячелетии ей активно составляют компанию многочисленные герои мультфильмов и символы нового года, избранные по японскому календарю.
Проводятся даже парады Дедов Морозов и конкурсы Снегурочек, которые пользуются большой популярностью и среди детей, и среди взрослых. Эту пару не смогли потеснить со сцены новогодних праздников даже новые персонажи нового века: Санта Клаус и Святой Николай. Хотя, кстати, подарки от Святого Николая дети тоже принимают охотно, но это тема уже совсем другой истории.
Должна ли сохраняться тайна? Конечно, многие годы происхождение Снегурочки было покрыто тайной и даже придавало своеобразное очарование зимней сказке. Поэтому наше маленькое расследование вовсе не ставило целью срывать этот таинственный покров, ведь, как известно, именно под Новый год, волшебство приобретает особую силу. А если так, почему бы Деду Морозу не иметь внучку, которая появилась на свет без участия родителей? Но, как говорится, всегда интересно разузнать секрет самой главной пары Нового года. А уж открывать его детишкам или нет, и какой из предложенных вариантов происхождения сказочной девочки выбрать – решать вам, родители. Можете придумать свой, так даже интереснее. Главное – чтобы у ваших детей сохранилась вера в сказку, ведь именно она помогает верить и в победу добра над злом. Даже, когда ваши малыши станут взрослыми.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.