Река Амур – одна из важнейших географических и транспортных артерий российского Дальнего Востока. Начиная практически с первых лет освоения края, исследователи и переселенцы использовали Амур и его притоки для доставки людей, домашнего скота и различных грузов в направлении будущих центров развития богатого неосвоенными природными ресурсами региона. Тем самым были проложены первые маршруты, соединившие основную на тот момент территорию Российской империи с ее далекими восточными окраинами.

Сегодня эта река по-прежнему оказывает значительное влияние на пути доставки товаров, грузов и людей на маршрутах из европейской части России к ее тихоокеанскому побережью. Паводки на Амуре и его притоках регулярно наносят ущерб дорожной сети Хабаровского края и всего дальневосточного региона нашей страны. В данной статье мы познакомим вас с общими гидрологическими условиями и их неоднозначным воздействием на местную экономику.

Экскурс в историю

Со времени появления в Приамурье первых российских исследователей и поселенцев Амур-батюшка стал одним из главных факторов влияния на условия их жизни. Эта полноводная речная артерия открывала уникальные возможности передвижения в условиях края, где царствовала густая непролазная тайга, а отдельные обширные территории были покрыты топкими болотами и сложно проходимой гористой местностью.

В зимние месяцы река замерзала и становилась естественной дорогой для курьеров государственной почтовой службы, вьючных конных и оленьих караванов, санных обозов. По мере того, как вдоль течения Амура одна за другой возникали деревни и села, сообщение между ними становилось наиболее активным именно в холодный сезон года. Река также щедро делилась с появившимися местными жителями рыбой, помогая им выживать в неурожайные периоды.

Однако помимо важнейших плюсов от речного соседства Амур доставлял и немало хлопот. Разливы центрального русла и его наиболее значительных притоков – Зеи, Буреи, Сунгари, Уссури в ходе весенне-летних паводков наносили значительный ущерб прокладываемым в регионе грунтовым дорогам и с большим трудом возводимым мостам.

Качественное улучшение транспортной ситуации произошло только в начале XX века после прокладки на Дальний Восток железной дороги.

Железнодорожное строительство

Необходимость обустройства надежного железнодорожного сообщения с российским Дальним Востоком во второй половине XIX века была вызвана переносом важных акцентов международной политики в Тихоокеанский бассейн. В высших политических кругах муссировался слух о планах Великобритании построить собственную железную дорогу в Северном Китае. В связи с этим российские власти активировали свои усилия в данном направлении.

На первом этапе в 1887-1889 годах прошли крупные изыскательские работы. Затем после определения проектных условий и финансовых источников началось само строительство. Вслед за Уссурийской линией (построена в 1891-1897 годах), была введена в строй Китайско-Восточная железная дорога, завершенная в 1903-м году. Далее в 1908-м началось строительство Амурской железной дороги, вступившей в эксплуатацию в 1916-м году.

Появление единой Транссибирской магистрали способствовало стремительному нарастанию грузопотока, и жд доставка в Хабаровск из европейской части России за относительно небольшое по историческим меркам время стала реальностью. В годы существования СССР дополнительные возможности открыло строительство Байкало-Амурской магистрали (1974-1984 годы), а также создание широкой сети ответвлений и дублирующих участков.

Несмотря на значительные технические сложности, спроектированные ведущими специалистами страны железнодорожные мосты и линии стали надежными проводниками грузов, независимо от сезонных и погодных условий. В то время как наземные дороги по-прежнему часто страдали от паводковых разливов рек.

Наводнения, паводки, значительные колебания уровня

Одна из важнейших характеристик Амура – зависимость уровня воды в этой реке и ее притоках от величины выпадающих осадков. В связи с этим в период особенно сильных дождей и таежного снеготаяния уровень может резко подниматься. В то время как в зимний сезон и в летний межень он порой существенно понижается, приводя тем самым русло к заметному обмелению.

Раньше в течение года такой перепад мог доходить до десяти-пятнадцати метров. При этом общие размеры разлива в долине реки местами разрастались в поперечнике до двадцати пяти километров. И подобное положение дел порой растягивалось на два – два с половиной месяца.

После возведения гидроэлектростанций на Зее и Бурее влияние паводковой ситуации на приречные территории и транспортные пути снизилось. Сейчас в нижнем течении Амура средние значение разницы уровня воды в течение года обычно составляют три-шесть метров. Но такое спокойное развитие событий бывает далеко не всегда.

Как правило, подъем воды в Амуре связан со снеготаянием в мае, обильными летними дождями и оттаиванием грунта в таежных лесах на значительной площади. Талые воды с этих территорий пополняют реку примерно в одно время с наиболее сильными дождями – в июле и августе.

В результате наиболее опасным периодом для домов местного населения и наземных транспортных путей становятся паводки весной и летом. А нормальному судоходству мешает речное обмеление осенью. В сентябре обычно происходит снижение уровня реки, а ее межень приходится, как правило, на двадцатые числа октября. Уровень Амура у Хабаровска на сегодня отражается в соответствующих сводках.

Зимой поверхность Амура замерзает. Толщина льда может достигать полутора и более метров. Река вскрывается в конце апреля, когда на ней идет ледоход. В Хабаровске отрезок времени между ледоставом и ледоходом в некоторые годы бывает весьма значительным.

Наиболее сильные наводнения прежних времен

Факты максимальных наводнений на Амуре отмечались в прошлом неоднократно. Первый значительный подъем воды описали в 1861-м году прибывшие в Приамурье казаки-переселенцы. Река поднялась у Благовещенска на десять метров, затопив поселения и пашни. Для спасения людей от голода потребовалась помощь государства, которое переправило в край продовольственные запасы на год вперед. Также каждой семье переселенцев было выплачено из казны по пятнадцать рублей – значительные для того времени деньги.

Еще более высокий подъем реки случился в 1872-м году. По подсчетам современных гидрологов в районе Хабаровска вода поднялась тогда более чем на семь метров.

Речные пароходы прямо по улицам Благовещенска развозили пассажиров по местам их проживания. В 1897-м году Амур поднимался на шесть с половиной метров.

В последующие годы река также периодически показывала свой непростой нрав. В двадцатом веке подобное происходило в 1928-м, 1958-м, 1971-м, 1979-м, 1984-м годах. 1928 год был отмечен целыми четырьмя наводнениями.

В ходе одного из них произошло переполнение реки Зея. А одноименный город был полностью разрушен. Вода бесновалась в нем семь суток, уничтожив всё, что было создано жителями за много лет. Лодки проплывали в городе выше телеграфных проводов. Дома, магазины, сараи плавали по реке.

Мощные паводки нового времени

В двадцать первом столетии наиболее сильное наводнение случилось летом 2013-го года. Тогда в зоне затопления оказались 185 населенных пунктов – городов, сел, деревень. Прирост уровня реки составил от шести до девяти метров.

Причин стихийного бедствия оказалось сразу несколько. Над Приморьем разразился ливневый циклон, резко поднявший воду в притоках Уссури. Затем проливные дожди охватили Амурскую область. В результате на Зейской и Бурейской ГЭС был начат вынужденный сброс избыточной воды, угрожавшей целостности плотин. Примерно в то же время в Китае тайфун смыл плотину, сдерживавшую воду, которая хлынула в еще один амурский приток – Сунгари.

Итогом стало затопление автомобильной трассы, которая соединяет Хабаровск с Комсомольском-на-Амуре. В громадной пробке оказались тысячи машин дальнобойщиков вместе с их грузами. Один из большегрузных автомобилей перевернуло, что стало причиной гибели человека. Затопленное сельское поселение Бельго пришлось перенести на более высокое место полностью. Амур в 2013-м году поднялся возле Хабаровска и Благовещенска более чем на восемь, а в Комсомольске выше девяти метров. Оценка нанесенного стихией экономического ущерба превысила пятьсот двадцать миллиардов рублей.

В 2019-м году вода поднялась более чем на восемь метров и затопила пятьдесят семь населенных пунктов. В настоящее время научные специалисты считают, что в последние несколько лет на Амуре отмечается очередной период повышенной водности. По их мнению, данный период начался в 2009-м году и продлится, как минимум, до 2025-го года.

Ситуация в наши дни

В настоящий момент сезонные паводки также остаются достаточно серьезной проблемой. Для борьбы с ними, более уверенного влияния на уровень Амура и получения возможностей управления ситуацией был возведен ряд гидротехнических сооружений.

В 1980-м году завершилось строительство гидроэлектростанции на реке Зея. Поскольку по своей водности в сезонные пики Зея превосходит Амур, Зейское водохранилище помогает существенно смягчать перепады уровня воды на нем. Во время наиболее обильных дождей и снеготаяния водохранилище аккумулирует избыточную влагу, стравливая ее в период наименьшего поступления воды.

В 2010-м году вошла в строй Бурейская ГЭС. В 2019-м году в дополнение к ней начала работу Нижне-Бурейская ГЭС. Плотины этих гидроэлектростанций контролируют величину водного потока, проходящего по реке Бурея. Электроэнергия, вырабатываемая Нижне-Бурейской ГЭС, обеспечивает такие важные объекты, как газопровод «Сила Сибири», космодром «Восточный» и ряд других.

Помимо гидроэлектростанций с их плотинами и водохранилищами на Амуре возведен ряд других сооружений, к примеру, переливные запруды на протоках Пемзенская и Бешеная. Они также помогают регулировать сезонный водный поток. Уровень Амура у Хабаровска постоянно находится на мониторинге у местных руководителей и соответствующих служб. О его текущих значениях информируется местное население.

Мнение ученых

Многолетние изыскания научных специалистов свидетельствуют о том, что формирующиеся над Тихим океаном атмосферные фронты приводят в июле-августе к образованию тайфунов, которые часто перемещаются с океанской территории в бассейн Амура. Природная ситуация усугубляется периодически охватывающими большую площадь Дальнего Востока лесными пожарами и слабо контролирующейся властями массовой вырубкой деревьев в местной тайге.

Ученые отмечают, что и в 2013-м, и в 2019-м году наличие гидроэлектростанций на Зее и Бурее стало положительным фактором и помогло смягчить негативный эффект наводнений. Тем не менее, данные гидротехнические сооружения не могут полностью компенсировать воздействие тихоокеанских атмосферных фронтов, поскольку величина влияния этих двух факторов на паводковую ситуацию на Амуре несопоставима по своим масштабам.

Сегодня в Дальневосточном федеральном университете проводится большая работа по разработке методик прогнозирования наводнений в бассейне Амура на долгосрочной основе. Определяются зоны локальных температурных аномалий, возникающие в рамках общего глобального потепления на планете.

По одной из уже проверенных на практике методик в начале мая выпускается ежегодный прогноз наиболее высоких уровней подъема воды в Амуре и его притоках в период с июля по сентябрь. Точность прогноза на текущий момент составляет до восьмидесяти процентов.

На базе другой методики была выведена формула, позволяющая проводить оценку вероятности годового ущерба от наводнений на определенной территории. Опираясь на эту формулу, специалисты разработали рекомендации по целесообразности страхования таких рисков.

Несмотря на все усилия, паводковая ситуация в окрестностях Хабаровска в определенные сезоны года остается сложной. Причем, по мере нарастания факторов глобального потепления интенсивность паводков может вырасти в последующие годы.

Почему железнодорожный транспорт самый надежный

Учитывая компетентное мнение научных специалистов, следует отметить, что региональные дальневосточные автотрассы по-прежнему подвержены целому ряду рисков. И эти риски вполне способны отражаться на безопасности транспортировки грузов автомобильным транспортом.

Как показывает имеющаяся на сегодняшний день статистика, железнодорожное сообщение – самый надежный вид наземного транспорта на российском Дальнем Востоке. ЖД доставка Москва – Хабаровск осуществляется независимо от погодных и сезонных факторов в полном соответствии с составленным графиком движения поездов.

По железной дороге можно перевозить самые разные грузы, в том числе негабаритные и тяжеловесные. Компания Лотос готова взять на себя безопасную и своевременную доставку в дальневосточный регион практически любого объема нефти и нефтепродуктов, стройматериалов и стального проката, длинномерных металлоконструкций и угля, цемента и зерна, бытовой техники и мебели, продуктов питания и многого другого.

Для перевозки небольших товарных партий предоставляются специальные транспортные контейнеры. Они надежно защищают содержимое от попыток хищения и атмосферных осадков. Если ваш груз меньше размеров контейнера, вам не придется оплачивать его полную аренду. Сборные грузы для контейнерных поездов составляются из малых партий товара. И их отправитель оплачивает только тот объем, который занимает именно его груз.

Наша компания обеспечивает надежный контроль за текущим местоположением каждого отправления. И вы в любой момент времени будете знать, где находится ваш груз и когда он прибудет в место своего назначения.