Грузовые перевозки служат основой развития экономики в любой стране мира. В российских реалиях значительная часть доставки различных материалов и грузов выполняется по железной дороге. Железнодорожный транспорт не зависит от сезонов года, температуры воздуха, атмосферных осадков. Поезда движутся в любую погоду с высокой скоростью и минимумом остановок по четко выверенному графику. Тем самым они обеспечивают города и регионы Российской Федерации необходимыми товарами, а также способствуют расширению экспортных возможностей отечественных компаний.

В перечне подвижного парка РЖД значительное место отводится открытым платформам, на которых размещаются специальные грузовые контейнеры. Эти контейнеры играют роль многофункциональной тары для перевозок самых разных товаров. Для Дальнего Востока особенно актуальны контейнерные перевозки Москва – Владивосток, поскольку контейнеры можно быстро и с минимумом дополнительных затрат перегрузить на морские суда-контейнеровозы, перевозящие грузы в большое число стран мира.

Краткий экскурс в историю

До прокладки железных дорог и изобретения контейнеров грузы перевозились в относительно небольших по размеру и вместимости упаковках. Для этой цели использовались:

  • мешки;
  • тюки;
  • вьюки;
  • бочки;
  • ящики и т.д.

Как правило, их вес был ограничен, поскольку переноска и перегрузка товаров осуществлялись вручную, а перевозка – на верблюдах, ослах, лошадях и телегах. Даже после изобретения первых портовых кранов процесс погрузки и выгрузки такой тары был не слишком удобен и занимал достаточно большое время.

С появлением железнодорожного, а затем и автомобильного транспорта вопрос повышения эффективности перевозок и снижения их длительности встал особенно остро. В разных странах мира начали появляться и использоваться контейнеры различных форм и нестандартных размеров. Под каждый вид товара изобреталась своя тара, что было не слишком удобно.

Первые попытки стандартизации грузоперевозок были предприняты в 1920-е годы, когда американская компания Seatrain Lines попыталась соединить в своей логистике морские и железнодорожные перевозки. Ее специалисты спроектировали и построили суда для перевозки груженых железнодорожных вагонов. Однако время показало, что данное решение далеко не идеально ввиду недостатка необходимой инфраструктуры, а сами суда оказались слишком дорогими в постройке.

Прототипы универсальных контейнеров

В те же 1920-е в Англии были придуманы стальные контейнеры для железнодорожных перевозок, не получившие большого распространения. Затем в 40-е годы прошлого века в Германии был разработан контейнер Behälter, грузовая вместимость которого составила свыше 25 тонн, также не имевший широкого применения.

Относительная неудачность этих попыток была обусловлена главной причиной – отсутствием инфраструктуры, которая помогла бы в полной мере раскрыть возможности контейнерной доставки. В свою очередь, для создания инфраструктуры должен был существенно вырасти спрос на большие объемы грузоперевозок между различными регионами и странами.

Сами по себе изобретенные в Англии и Германии контейнеры фактически были железнодорожными вагонами. На станциях для перевозимых в них товаров требовалась перегрузка на автомобильный или иной транспорт.

Создание современных грузовых контейнеров

Автором идеи универсальных контейнеров в их современном виде считают американца Малколма Маклина. Большой вклад в их проектирование также внес инженер Кит Тантлингер.

Маклин в 1930-е годы работал простым водителем грузовика. Выяснив, что на эффективность грузоперевозок в значительной степени влияют задержки при загрузке и выгрузке товаров, он предложил уменьшить это время путем использования сменных прицепов к транспорту. Вскоре возникшая под его руководством компания вышла по грузообороту на пятое место в США.

Заинтересовавшись морскими перевозками, Малколм Маклин задумался над созданием универсальной тары, которая из прицепа трансформировалась в контейнер. Главная мысль состояла в том, чтобы такую емкость можно было перевозить и на морском судне, и по железной дороге, и на автомобиле. Разработка универсального контейнера была поручена инженеру Киту Тантлингеру.

Первая же контейнерная перевозка морем из Ньюарка в Хьюстон доказала свою эффективность, поскольку объем труда грузчиков снизился в четыре раза, а время перевалки тонны груза – в шесть раз. Это стало прорывом в истории внедрения мультимодальных перевозок. Созданная схема доставки получила название door to door – от двери до двери, которое используется и в наши дни.

Почему контейнеры измеряются в футах

Существенное влияние на рынок контейнерных перевозок оказало внедрение стандартизации их габаритных размеров. Стандартизация способствовала значительному расширению области применения контейнеров. Под их стандарт стали строиться специальные морские суда-контейнеровозы. Был налажен выпуск соответствующих железнодорожных платформ и автомобильных прицепов.

За основу для формирования стандарта была принята система измерения в футах, поскольку массовое использование универсальных контейнеров началось в США. Наиболее широкое распространение получили 20-ти и 40-футовые модели.

Еще одним важным параметром стала грузоподъемность. На данный момент для доставки по железной дороге обычно применяются следующие контейнеры:

  • среднетоннажные с массой брутто от двух с половиной до десяти тонн;
  • крупнотоннажные с массой брутто десять тонн и выше.

В правилах перевозки грузов железнодорожным транспортом в универсальных контейнерах указано, что они стандартизованы:

  • по габаритным размерам;
  • форме;
  • массе брутто;
  • международной кодировке;
  • возможностям размещения и ряду других характеристик.

Контейнеры снабжены специальными приспособлениями, гарантирующими их надежное закрепление на разных видах транспортных средств и обеспечивающими удобство выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Сегодня выпускаются и используются как герметичные, так и вентилируемые или открытые контейнеры, а также контейнеры-рефрижераторы и т.д.

Контейнерные поезда в нашей стране

Экономическая целесообразность выделения открытых грузовых платформ под размещение контейнеров и формирования из них специальных ускоренных поездов зависит от ряда причин. В их числе одна из главных – возможность отправки таких поездов со станции погрузки до станции конечного назначения без переформирования на промежуточных пунктах. В этом случае доставка осуществляется с наименьшими затратами времени и финансов.

Контейнерные перевозки Москва – Хабаровск или Владивосток полностью соответствуют таким критериям. Поезда с контейнерами могут на всем протяжении маршрута следовать без дополнительных затрат времени на прицепки или отцепки части состава, маневровые работы, сортировку вагонов и т.д.

Фактически основная история развития железнодорожных контейнерных перевозок в России началась в 1970-е годы, когда Япония осуществляла транзитные поставки своих товаров в Западную Европу через территорию СССР. Эти контейнерные поезда особо выделялись в графике движения и имели номера 1301-1398. Контейнеры на них загружались в портах Дальнего Востока и с минимальными задержками шли транзитом через всю страну.

В 1990-е годы дальнейшее развитие контейнерных перевозок долгое время не получало должного развития в связи со спадом отечественной экономики. На протяжении ряда лет внутри СССР контейнерные поезда были нерегулярными. С помощью 20-ти тонных контейнеров в основном осуществлялись перевозки между отдельными сортировочными станциями крупных городов.

Сегодня востребованность таких перевозок резко выросла в связи с необходимостью переориентирования экспорта многих российских компаний в страны Юго-Восточной Азии. В стратегии развития российского железнодорожного транспорта на период до 2030-го года контейнерным перевозкам уделено особое внимание. В соответствии с ней планируется строительство скоростной железной дороги – Трансевразийской контейнерной магистрали, по которой товары из Китая и в Китай будут перевозиться со скоростью 140-160 километров в час.

Принципы формирования контейнерных поездов

Составы с контейнерными платформами, идущие без переформирования от отправителя в европейской части России до получателя на Дальнем Востоке – это идеальный вариант. На практике часто случается так, что грузовой состав формируется из нескольких вагонных групп. Обычно в таких случаях в голове состава ставятся вагоны, идущие до конечного пункта маршрута, а в хвосте – группы вагонов, предназначенные для отцепки или переформирования на промежуточных станциях. То есть, в графике движения предусматриваются несколько относительно недолгих остановок для отцепки и прицепки хвостовых вагонов. Но это, как правило, лишь незначительно увеличивает общую длительность нахождения грузов в пути.

При выборе общей весовой нормы железнодорожного состава и определении времени его нахождения в пути принимаются в расчет местные условия с учетом следующих факторов:

  • возможность установления приоритета контейнерного поезда перед другими грузовыми составами;
  • максимальное сокращение количества промежуточных остановок на технических станциях (для выполнения маневровых работ, смены локомотивных бригад и т.п.) и времени простоя на них;
  • наиболее целесообразная периодичность пропуска контейнерных поездов на конкретных участках и т.д.

В случае транзитной отправки части попутных грузов в Монголию или Китай учитываются принятые в этих странах длина формируемых поездов и их весовые нормы.

Современные контейнерные поезда в нашей стране движутся по достаточно жесткому графику. Поэтому время нахождения груза в пути можно определить с относительно небольшой погрешностью.

Основные преимущества контейнерных перевозок

Более широкое применение контейнеров для перевозок грузов морским и железнодорожным транспортом помогает значительно сократить время транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ при условии их соответствующей механизации. На мировом рынке доля контейнерных перевозок в грузопотоках составляет около шестидесяти процентов. Россия пока не дотягивает до таких цифр, имея реальные перспективы роста в этом направлении.

В числе основных преимуществ контейнерных перевозок можно назвать следующие:

  1. Доставку товаров контейнерами можно выполнять практически в любой город или населенный пункт, куда проложена железная дорога.
  2. Поезда с контейнерами движутся строго по расписанию, поэтому время прибытия на конечный пункт маршрута можно узнать заранее. Современные средства связи и передачи информации дают возможность отслеживать текущее местонахождение груза в любой момент времени.
  3. Перевозка груза в закрытых и опломбированных контейнерах обеспечивает его сохранность.
  4. В ходе мультимодальной транспортной доставки контейнеры могут быстро перегружаться с железнодорожных платформ на морские суда или автомобили без необходимости перегрузки находящихся в них товаров. Тем самым существенно снижается риск их случайного повреждения в ходе погрузочно-разгрузочных работ. И этот факт учитывается страховыми компаниями при определении стоимости страховки груза.
  5. Находящиеся в контейнере товары не имеют контакта с другими грузами.
  6. Доставка контейнерами обеспечивает возможность формирования сборных грузов, когда небольшие товарные партии нескольких клиентов размещаются в одном контейнере. И их отправителям не приходится оплачивать его полную аренду.

И это лишь наиболее значимые плюсы данного вида транспортировки товаров различного типа и назначения.

Что можно и нельзя перевозить в контейнерах

В современных универсальных контейнерах можно перевозить как тарные грузы, так и штучные товары. Чаще всего в контейнерах перевозятся:

  • бытовые приборы;
  • промышленные товары;
  • строительные материалы;
  • насыпные грузы;
  • детали техники;
  • мебель;
  • продовольственные товары в соответствующей упаковке, обеспечивающей их длительную сохранность;
  • жидкости в герметичной таре и многое другое.

Внутренний размер универсальной конструкции стандартизован. Поэтому есть возможность заранее рассчитать количество товарных упаковок или отдельных предметов, которое поместится внутрь нее с учетом максимально допустимого общего веса груза.

Для чувствительной к температурным параметрам продукции предусмотрены изотермические и рефрижераторные модели.

В контейнерах запрещено перевозить по железной дороге:

  • зловонные грузы;
  • предметы, загрязняющие контейнер изнутри;
  • скоропортящиеся продукты;
  • наркотики;
  • легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества;
  • химически активные вещества без соответствующей защитной упаковки;
  • ядовитые и особо опасные вещества;
  • ряд других грузов.

Внутренняя очистка контейнеров после выгрузки их содержимого должна выполняться грузополучателем.

Наше предложение

Компания «Лотос» готова взять на себя все вопросы по организации доставки вашего груза в железнодорожных контейнерах на российский Дальний Восток. Мы предлагаем клиентам:

  • Заключение договоров с РЖД и другими компаниями на погрузку ваших товаров, их транспортировку к пункту назначения и разгрузку в нем.
  • Всестороннюю помощь в оформлении требующихся документов на груз.
  • Определение и детальный расчет максимально выгодных маршрутов доставки.
  • Сопровождение и контроль качества погрузки и выгрузки нашими сотрудниками.
  • Пломбирование загруженных контейнеров и их ответственное хранение перед отправкой.
  • Перегрузку контейнеров на другой вид транспорта.

Контейнерный поезд Москва – Владивосток, Хабаровск, Уссурийск обеспечит перевозку ваших грузов в дальневосточный регион в сжатые сроки на выгодных условиях.

Мы ждем вашего звонка по телефону … Звоните сейчас!